Russian English French Spanish

Биомедицинскя этика

Имея твердую уверенность, что человек создан Богом и для Бога, мы считаем необходимым высказать свою позицию в отношении нравственных аспектов научных открытий, особенно в такой области как современные биомедицинские технологии.

Аборт и контрацепция
В своей оценке намеренного прерывания беременности (аборта) мы придерживаемся традиционного для христианской Церкви взгляда, приравнивающего аборт к преднамеренному убийству человеческого существа, созданного по Божьему образу и подобию (Быт. 1:27; Пс. 138:13-16; Иов. 31:15).

Широкое распространение и оправдание абортов мы рассматриваем как явный признак моральной деградации современного общества и угрозу будущему человечества. Верность библейскому учению о человеческой жизни с самого момента ее зарождения несовместима с признанием свободы выбора женщины в распоряжении судьбой плода.

Нередко женщины решаются на аборт из-за тяжелых жизненных обстоятельств, часто делающих воспитание ребенка неполноценным или невозможным. Поэтому мы считаем, что обязанностью церквей и государства является социальная помощь матери и ребенку. Ответственность за убийство нерожденного ребенка несет не только мать, но и отец в случае его согласия на совершение аборта. То же касается и врача, делающего аборт.

Особого внимания, на наш взгляд, требуют вопросы применения противозачаточных средств (контрацепция).

Первоначальный план Божий для людей был дан еще в Книге Бытие. "И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею" (Быт. 1:28). Бог сотворил человека для того, чтобы он наполнял землю и владычествовал над нею. Большая семья считалась знаком Божьего благословения: "Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева. Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые. Блажен человек, который наполнил ими колчан свой! Не останутся они в стыде, когда будут говорить с врагами в воротах". (Пс.126:3-5).

Мы также придерживаемся взгляда, что дети являются Божьим даром и благословением. О детях Господь печется уже с того времени, когда они находятся в утробе матери. Он желает, чтобы они рождались и воспитывались в достойных условиях любящими родителями. Супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Мы считаем, что решение о допустимости контрацепции должно приниматься при обоюдном согласии супругов. Христианские семьи в этом вопросе призваны искать волю Божью. Уважая различные точки зрения по вопросу о допустимости контрацепции, церкви, однако, выступают против контрацептивов, обладающих абортивным действием (прерывающих жизнь эмбриона после зачатия).

Манипуляции с зарождением человеческой жизни
Зачатие и рождение детей является одним из наиболее естественных результатов семейной жизни, задуманной и благословленной Богом. Писание рассматривает детей как Божий дар родителям, как чудесный плод их взаимной любви. Попытки иметь детей, вступающие в противоречие с первоначальным планом Бога, мы не считаем оправданными. Поэтому с особой озабоченностью мы наблюдаем за тем, как развитие современной биотехнологии приводит ко все более активному вмешательству в процесс зарождения человеческой жизни. В связи с этим Церкви особо отмечают, что жизнью человека нельзя распоряжаться по собственному усмотрению, как материальной ценностью.

Некоторые бездетные супруги настойчиво – любой ценой и какими угодно средствами пытаются завести ребенка, чему способствуют современные технологии зачатия с помощью донорских половых клеток. Однако донорское оплодотворение и суррогатное материнство неизбежно сопровождаются психологическими и социальными коллизиями не только между самими супругами, но позднее – в их взаимоотношениях с детьми, обретенными таким способом. Донорское зачатие и суррогатное материнство могут в будущем обернуться для ребенка тяжелым психологическим кризисом. Дети, зачатые от анонимного донора, могут впоследствии по неведению вступать между собой в браки и в итоге будут иметь неполноценное потомство.

Клонирование человека
Любую попытку размножения человека, выходящую за рамки Божьего первоначального плана о творении, мы считаем в корне недопустимой. Подобные деяния узурпируют прерогативу Бога как Творца и являются прямым вызовом Ему. Они лишают человека уникальности и свободы, низводя его до уровня материала для экспериментов. Клонирование человека извращает естественные основы деторождения, кровного родства, материнства и отцовства. Не менее опасными являются и психологические последствия клонирования, такие как потеря личностью самоидентификации. Ведь человек из творения Божьего низводится до механической копии живущего или жившего человека.

Даже клонирование изолированных клеток и тканей организма, хотя оно и не является посягательством на достоинство личности и в ряде случаев оказывается полезным в биологической и медицинской практике, должно осуществляться с непременным учетом этических аспектов подобных экспериментов. Необходимо помнить, что каждое человеческое существо является уникальным творением Божьим (Пс. 138:13-16).

Пересадка органов
Другой получившей широкое распространение в наши дни практикой является пересадка органов и тканей (трансплантология).

Несмотря на то, что мы верим в телесное воскресение из мертвых при Втором Пришествии нашего Господа Иисуса Христа, мы понимаем, что, по словам апостола Павла, "плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления" (1Кор. 15:50). После смерти наши нынешние тела превратятся в прах, из которого они и были сделаны (Быт. 3:19). Для будущей жизни они не нужны. Поэтому дарение своих тканей или органов после смерти может стать особым знаком проявления любви к ближнему, хотя такого рода дарение не может восприниматься как обязанность человека.

Особым случаем является пересадка органов от живого донора. Подобный акт может основываться только на добровольном самопожертвовании ради спасения жизни другого человека. В такой ситуации согласие на изъятие органа становится еще более ярким примером проявления сострадания. Однако потенциальный донор должен быть полностью информирован о возможных последствиях для его здоровья эксплантации органа.

На наш взгляд, любовь и сострадание к ближнему являются единственными оправданными мотивами для трансплантации. Коммерциализация этого процесса в основе своей порочна и может привести к непредсказуемым последствиям.

Продление жизни и эвтаназия
Мы как христиане осознаем, что время нашей кончины находится в руках Господа. Поэтому продление жизни отдельных органов тела при наступлении клинической смерти далеко не всегда оправдано и, на наш взгляд, не является непременной обязанностью медицинского сообщества. Смерть является естественной, хотя и печальным моментом нашей нынешней жизни.

Мы не одобряем сокрытия от пациента информации о его тяжелом состоянии под предлогом сохранения его душевного спокойствия. По сути, это лишает умирающего возможности осознания своих отношений с Господом и скорой встречи с Ним, возможности переосмыслить свой жизненный путь, а также омрачает недоверием его отношения с близкими и врачами.

В последнее время в обществе усиливается дискуссия об оправданности легализации намеренного умерщвления безнадежно больных (эвтаназия), в том числе и по их желанию. Мы считаем, что человеческая жизнь является священным даром Господа, и только Он один имеет право распоряжаться ею. Из этого следует, что эвтаназия является формой убийства или самоубийства, то есть тяжким грехом перед Богом. Вместо того чтобы относиться с уважением к человеческой жизни, сторонники эвтаназии зачастую ставят ударение на социальные преимущества от элиминации "непродуктивных" сограждан до избежания "ненужных медицинских затрат". Будучи уверенными в том, что сверхъестественное исцеление возможно в любое время, мы считаем, что за неизлечимо больных необходимо молиться, а также делать все, что в наших силах, чтобы облегчить их физические страдания.

Изменение пола (транссексуальность)
Такое явление, как транссексуальность, представляет одну из форм полового извращения. Побуждения к изменению половой ориентации могут быть различны – чаще всего от болезненного осознания своей принадлежности другому полу. Духовно этому можно противостоять. Достигаемое хирургическим путем или с помощью гормональных средств изменение пола является, по сути, вызовом Богу? Творцу, дарующему нам вместе с жизнью и половую принадлежность. Люди, перенесшие такую операцию, только усугубляли свою внутреннюю неудовлетворенность и жизненную неустроенность.